Что такое техника чтения и зачем она нужна

Что такое техника чтения и зачем она нужна

Когда учитель проверяет технику чтения, он обращает внимание на:

 

А не только на скорость, как думают очень многие. Хотя и скорость чтения тоже имеет значение.

 

Оптимальной для человека, максимально приближенной к возможностям его речевого аппарата, считается скорость чтения примерно 120 слов в минуту. Это та самая цифра, к которой нужно стремиться и которой нужно достичь по окончании начальной школы. Если этого не произойдет, то в пятом классе можно столкнуться с со снижением успеваемости по многим предметам.

Если “хромает” чтение, то вместе с ним за компанию будут “хромать” и математика, где нужно читать задачи прежде, чем их решать, и русский язык, и окружающий мир и другие предметы, за исключением разве что физкультуры

Для учащихся начальной школы установлены разные нормативы техники чтения.

Технику чтения, как и любой навык, можно натренировать.В следующий раз мы с вами подробнее рассмотрим, как это сделать.

Упражнения для техники чтения

Как научиться читать быстро,правильно, выразительно и при этом понимать смысл текста?

В этом деле главное — постоянство! Тренироваться нужно часто. Желательно каждый день. По 15 — 30 минут.
План тренировки юного читателя такой:

А теперь пройдёмся по каждому пункту плана подробнее.

Разминка

Её цель – включение ребёнка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов» – артикуляционного аппарата. Нужно разбудить язычок, губки, щёчки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Она состоит из артикуляционной гимнастики, чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки

Артикуляционную гимнастику можно делать перед зеркалом. Так легко контролировать процесс, а ещё это весело – получаются смешные рожицы.

Чистоговорки — это такой набор из нескольких слогов и коротенькой фразочки следом за ними, например:
Ко-ко-ко-ко – убежало молоко!
Ца-ца-ца-ца – пригорела пицца!
Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно.

Главное следите, чтобы все звуки проговаривались чётко и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. Для этого можно постукивать по столу ручкой.

Скороговорки

Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает непросто.
Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук, своих любимых. Когда ребёнок в первый раз видит скороговорку и пытается её прочитать, то не требуйте от него скорости.

Пусть читает медленно, но чисто, проговаривая все звуки. Со временем скорость будет увеличиваться.

Её цель – включение ребёнка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов» – артикуляционного аппарата. Нужно разбудить язычок, губки, щёчки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Она состоит из артикуляционной гимнастики, чистоговорок и скороговорок.

Читать скороговорки можно по разному:

  • сначала про себя;
  • потом шёпотом;
  • тихим голосом;
  • а потом уже громко.

Единственное, на что здесь не стоит обращать внимание, так это на выразительность. Как видите, ничего сложного в тренировке техники чтения нет.

Упражнение "Шерлок"

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребёнка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно

Благодаря упражнению Шерлок увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Тренировка техники чтения

Упражнение Глаз-алмаз

Посмотрите на рисунок в галерее и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 25, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три…

Счёт равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребёнка – на счёт один найти и показать пальцем единицу; на счёт два – двойку; три – тройку и т.д.

Если ребёнок замешкался с какой-то цифрой, то счёт его не ждёт, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чём смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Желаем вам и вашим детям много-много с удовольствием прочитанных книг.

Её цель – включение ребёнка в процесс занятия и подготовка к работе необходимых для чтения «инструментов» – артикуляционного аппарата. Нужно разбудить язычок, губки, щёчки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является зарядка. Она состоит из артикуляционной гимнастики, чистоговорок и скороговорок.

Упражнение Пол-арбуза

Спросите у ребёнка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов (см. в галерее). Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.