Развитие памяти

развитие памяти

Память у младших школьников хорошая. Чем она отличается от нашей, взрослой памяти? И зачем родителям об этом знать?

Первоклашки и второклашки по способности запоминать мало чем отличаются от дошкольников. Запоминание носит наглядно – образный характер. Детям намного легче запоминать то, что они видят и могут потрогать руками. Поэтому наглядность – один из основных принципов обучения в начальной школе.

Развитие памяти у детей

Маленькие школьники быстрее запомнят такую цепочку слов, как: флаг; ложка; птица; конфета; кактус.

Чем, например, такую: верность, творчество, смелость, испуг, прелесть.

Почему? А потому, что они могут вызвать внутренние образы предметов из первой цепочки слов (использовать зрительную память) и не могут представить в виде конкретных образов слова из второй цепочки. А ведь таких «непредставляемых» понятий, определений, доказательств, правил в школе хоть отбавляй.

Понятно, что образной памяти становится не достаточно. И тут вступает в игру словесно-логический вид памяти. Его и пытаются развивать педагоги в начальных классах.

И ещё одна особенность младших школьников. Если учитель задает подготовить пересказ какого-то текста, то ученик чаще всего будет механически заучивать его наизусть, многократно повторяя. С этим механическим подходом нужно бороться. Надо научиться пользоваться памятью правильно: выделять главное, откидывать незначительное, находить логические связи.

Значит ли это, что об образной памяти можно забыть? Нет, конечно! Она не раз в жизни пригодится.

Упражнения для развития памяти

Школьнику приходится иметь дело с огромным количеством информации. Схемы, формулы, теоремы, правила, исторические даты и события… Чтобы удержать все это в голове, нужна превосходная память. К счастью, её можно натренировать! Сегодня расскажем о нескольких способах.

Игры на запоминание последовательностей:

Существует множество вариантов этих игр. Давайте, для примера, будем собираться в отпуск и складывать вещи в чемодан.

  • Я говорю: «У меня в чемодане купальник»
  • Вы говорите: «У меня в чемодане купальник и полотенце»
  • Снова я: «У меня в чемодане купальник, полотенце и панамка»
  • Вы: «У меня в чемодане купальник, полотенце, панамка и шлёпки»

 

И так далее. Слов становится всё больше, как снега в снежном коме. Их необходимо запоминать и каждый раз воспроизводить. Очень полезная забава.
Тему можно выбрать на свой вкус. Например, «варим суп», при этом начинаем со слов: «у меня в кастрюле…». Или «открываем зоопарк». Тут всё ограничивается только вашей фантазией.

Игры на концентрацию

Набор парных карт раскладывается на столе лицом вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карты. Если рисунок совпадает, игрок забирает карты себе. Если нет — карты снова закрывают, ход переходит к другому участнику. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.

Чтение книг

К сожалению (или к счастью!), без чтения никуда. Можно читать для удовольствия или изучать научную литературу. В любом случае чтение — отличный способ развить рабочую память

Стихи и песни

Заучивание песен и стихов — отличный фитнес для мозга. Можно даже на иностранном языке.
Если ребёнок учит хотя бы по одной песне или стихотворению в неделю, это очень поможет ему натренировать память.

Рисую стихотворение

Чехарда

С помощью этого упражнения можно понять, достаточно ли хорошо ребёнок запомнил текст.

Допустим вы поработали над запоминанием рассказа. Затем вы берёте этот рассказ, распечатанный на бумаге, и разрезаете на кусочки – на отрывки, предложения. Выдаёте эти кусочки ребёнку и просите восстановить рассказ, т.е. сложить кусочки по порядку.

Это упражнение также помогает перевести выученный материал из кратковременной памяти в долговременную. Если произвести действия по восстановлению текста несколько раз, то мозг решит, что информация важная, и, от греха подальше, надёжно спрячет её в своём хранилище.

Вы знакомы с этими упражнениями? Если нет, то обязательно попробуйте их со своими детьми – им понравится!