Ребенок не хочет делать уроки

Ребенок не хочет делать уроки

Как возникает выученная несамостоятельность школьника?
Вам повезло, если ваш ребёнок самостоятельно делает уроки.

Но многим родителям приходится сидеть с детьми за домашним заданием и не только, и это иногда хорошенько портит отношения. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни школьника на то, чтобы формировать самостоятельность.

Школьная программа перенасыщена

Школьная программа перенасыщена и не подстроена под возраст детей и их способности. Это факт. Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребёнком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Всё было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас всё наоборот, и речь здесь о детях без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он ещё не умеет читать по-английски. Очевидно, что без взрослого он их не выполнит.

Изменился подход учителей

Изменился подход учителей. Учителя первых классов всё реже говорят родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», а в основном: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» Отчасти, и учителей можно понять: классы переполнены, требования возросли, жёсткий кадровый кризис даже в лучших школах… Всё привело к тому, что школа долю ответственности за образование перенесла на родителей.

Совместное выполнение домашних заданий

Родители тоже вносят свой вклад в формирование учебной несамостоятельности.
Совместное выполнение домашних заданий часто вызвано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Многие мамы ради этого решают не выходить на работу во время учёбы ребёнка в начальной школе. Это не плохо, но совместное время можно было бы потратить на что-то прекрасное, а оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения между родителями и детьми не улучшаются.

И ещё. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей у детей. К этому побуждает большой объём самых разных предложений, даже в Краснодаре можно столько всего выбрать – только успевай возить детей. И в результате мы загружаем их больше, чем нужно. Это общая тенденция, проявляющаяся на неосознанном уровне – так делают все.

Выученная несамостоятельность школьников – это современная проблема, которую нужно решать, и чем раньше, тем менее болезненными будут последствия.

Как понять, что ребёнок страдает учебной несамостоятельностью?

Мы продолжаем говорить об одной из главных проблем современных школьников. Симптомы учебной несамостоятельности можно увидеть у 60-70% детей, живущих в городе. Подробнее об этих симптомах.

Школьник не помнит сам, что ему задано. Несмотря на то, что бумажный дневник есть у каждого, у многих он остаётся без записи домашнего задания. У нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где всё это выложено. Но это полезно для тех детей, которые сами берутся за уроки, а их родители на первых порах выполняют лишь контролирующую функцию.

Ребёнок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек получает задание, вспоминает о том, что он должен им заняться, и планирует время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Этот навык не возникает сам, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Школьник не обучен отвечать за своё время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться

Как справиться с учебной несамостоятельностью школьника?

Лечится она, прямо скажем, болезненно. И, казалось бы, что может быть проще – перестать контролировать процесс выхода ребёнка из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками?

Но, к сожалению, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов.

А рекомендации такие: надо пережить пике успеваемости вниз и научить ребёнка чувствовать ответственность за его время и уроки.

Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет временный спад успеваемости, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребёнка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребёнок ещё небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, сопутствующие особенности подросткового возраста, но вдруг оказывается, что он не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Хотя сам хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

До острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они ребёнка удерживают, контролируют, направляют. Но это только пока.