Социализация на семейном обучении

Социализация на семейном обучении

Если заговорить с не владеющими темой людьми о семейном образовании, то первое, о чём они спросят: «А как же социализация ребёнка?» У многих складывается мрачная картина семейного обучения: грустный одинокий ребёнок, днями и ночами корпящий над учебниками и лишённый иного общения, кроме как со своими родителями. Конечно, этот пример чересчур утрирован. Но действительно, как ребенок может социализироваться без школы?

Что такое социализация?

Многие ошибочно привыкли считать, социализация – это  взаимодействие детей-сверстников друг с другом.

Но в словарях понятие «социализация» – это адаптация человека к социальной среде, овладение социальными нормами, ценностями, образцами поведения, установками, знаниями и навыками, которые дают возможность успешно функционировать в социуме. 

Это понятие, по сути, является тем, что мы называем жизненным опытом, и одинаково применимо ко всем людям, независимо от возраста. Заметьте, речь не идет о погружении человека в общество его ровесников. Социализация необходима и малышу, который в первый раз пришёл в новую группу, и взрослому человеку, сменившему, например, место жительства с деревни на город, и человеку пожилого возраста, который вышел на пенсию. 

Социализация – это взаимодействие человека с людьми разного возраста, пола, нации, статуса и профессии.

В ее основе лежит передача опыта от взрослых к  молодым. Родитель способен сам социализировать своего ребёнка, воздействовать на него, привить ему ценности и научить важным нормам. А вот в классе из трех десятков детей-ровесников социализация в настоящем ее смысле маловероятна.

Как социализируется ребенок на семейном обучении?

Вопреки расхожему мнению, такие ребята довольно активно взаимодействуют с обществом. Чаще всего они посещают несколько кружков и секций – больше, чем обычные школьники. Но это не единственные источники социализации.

К ним относятся: общение с членами семьи и их приятелями, дети во дворе, мероприятия в библиотеках (современные библиотеки часто проводят интересные праздники и тематические встречи), спортивные центры, парки, стадионы, детские лагеря туристической, спортивной, языковой или творческой направленности, объединения «семейников» в вашем городе и т.д. И это далеко не весь список мест, помимо школы, где ребенок успешно социализируется.

Все ли дети-хоумскулеры вырастают замкнутыми и стеснительными?

Открытость и общительность или, наоборот, замкнутость и немногословность – это свойства темпераментов людей, которые заложены в них от рождения. Социализация мало влияет на эти качества. Хоумскулинг ориентирован на индивидуальность ребёнка. При такой форме обучения можно подбирать программу под особенности его темперамента.

Так ли необходимы школьные конфликты и ссоры для социализации ребёнка?

Увы, но некоторые люди убеждены, что благодаря школьным ссорам ребёнок научится различать добрых и злых, а драки с одноклассниками тренируют умение постоять за себя.

Здесь также нельзя не вспомнить о буллинге, как о самой неприятной стороне школьной социализации. Такой опыт травмирует не только тех, кто подвергается травле, но и «наблюдателей». 

Дома родители сами показывают детям примеры достойного поведения в разных жизненных ситуациях и с разными людьми, и учат извлекать из них пользу.

Как «домашний» ребёнок может стать частью коллектива?

Дружба и взаимовыручка – это то, чему нужно обучать. Когда ребёнок находится в классе, эти понятия не приходят к нему сами по себе. Но очень легко коллектив школы учит «не выделяться». Хотя социализация не предполагает того, чтобы быть как все.

Дети на семейном обучении получают возможность сами формировать комфортное и интересное для них окружение.