Зачем школьнику быть наблюдательным?

zachem-shkolniku-byt-nablyudatelnym

Наблюдательный процесс у нас сразу ассоциируется с природой. Именно с подглядывания за жизнью пташек и букашек начинается обучение детей:

  • умению видеть красоту природного мира; собирать
  • информацию об окружающей
  • действительности; анализировать; делать выводы.

Наблюдательный ребенок

Впоследствии умение наблюдать служит хорошим помощником в освоении других, отличных от природоведения, дисциплин. Ребёнок, который умеет видеть в большом объёме информации только необходимое, быстро и безошибочно концентрируется на том, что имеет значение, фильтруя и откидывая всё лишнее.

Чтобы школьник умел проводить исследовательскую работу, выполнять задания для проектов, которые необходимы для развития его самостоятельности и инициативности, он должен хорошо владеть навыками видеть и замечать необычное, выдвигать гипотезы и апеллировать доказательствами. А где можно взять нужный материал? Конечно, из собственных и чужих наблюдений!

Поэтому наблюдение – очень даже важный мыслительный процесс, от которого зависит развитие любознательности у ребёнка. Только такой всем интересующийся человек может стать жизненно активным жителем нашей планеты, которому по плечу любые цели и задачи.

Вспомните, как наблюдательность служит источником инновационных разработок: увиденная человеком способность лягушек прыгать легла в основу изобретения пружины, полёт птицы привёл к летательным экспериментам Икара, а длинная шея жирафа дала наводящую мысль для создания подъёмного крана.

Только наблюдательные люди могли привнести в человеческую жизнь способности, присущие природе. А вдруг ваш ребёнок – будущий конструктор или ученый?

Учителя, конечно, развивают у детей наблюдательность в школе. Но что родители могут сделать, чтобы помочь этому полезному навыку сформироваться на самом высоком уровне!

любопытный ребенок

Как активировать наблюдательность в ребенке?

Наблюдение – этот один из самых доступных и эффективных способов получения знаний младшими школьниками об окружающем мире. Он действительно достоин того, чтобы уделять ему и учебное, и свободное время. Как это можно сделать?

Уроки-экскурсии для детей

Уроки-экскурсии являются важным элементом развития наблюдательности. Причем педагогом-экскурсоводом выступить смогут как школьные учителя, так и любимые родители. Тем для экскурсий множество: ищите музеи и библиотеки, где организованы выставки, или выберете познавательную прогулку на свежем воздухе. Будет ли культурная программа посвящена архитектуре города или предметом знакомства станут растения в ботаническом саду – не играет принципиальной роли.

В любом случае, ребёнок в процессе изучения объектов должен останавливать свой взгляд на чём-то имеющем важность и запоминать детали. Так что старайтесь заострять его внимание на моментах, чтобы впоследствии он смог рассказать, что ему больше всего понравилось, вспомнить какие-то факты и события, ответить на ваши вопросы. При проведении наблюдения на месте педагоги советуют детям давать задания по поиску чего-либо, усложняя мыслительную деятельность и развивая способность выделять из общего частное.

Интересно будет взять с собой тематические карточки для игры в “Бинго” – готовые, как у нас на следующем слайде, или нарисовать собственные. Цель игры – найти вокруг себя всё, что нарисовано или написано на карточке. Выигрывает тот, кто первым нашёл все объекты с карточки.